Дефектологи

учителя-дефектологи : Кузнецова Елена Алексеевна

Герасимова Елена Сергеевна

Антонова Анна Равильевна

Учитель — дефектолог   дошкольного образовательного учреждения- это специалист, координирующий и направляющий коррекционно-педагогический процесс.

В    коррекционно  — педагогическом  процессе,  осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, работа проводится через  специальные коррекционные занятия тифлопедагога.  Они  играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

Занятия ведутся по программе для детей с нарушениями зрения под редакцией Л.И. Плаксиной.

 Основные направления работы:

  • Тифлопедагогическое обследование детей
  • Проведение специальных коррекционных занятий с детьми
  • Участие в методической работе дошкольного учреждения
  • Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для глаз является обязательной частью занятия для детей с нарушением зрения и проводится  на 7 — 10  минуте активной зрительной работы (аппликация, рисование, раскрашивание, рассматривание картинок с мелкими деталями рисунка, игры с мелким конструктором, собирание пазлов и т.д.)  Для детей младшего дошкольного возраста, и на  13 — 18 минуте для  детей старшего дошкольного возраста. Для детей с тяжелыми зрительными нарушениями  время непрерывной зрительной работы вблизи значительно ограничивается.

Назначение этих упражнений — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении конкретной трудовой операции и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.  Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век.

Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного, регулярного выполнения в течение длительного времени.

 

Методика проведение зрительной гимнастики (Н.Г. Коновалова):

* Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, крупным, но  не очень большим.

* Предмет для прослеживания показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой родителя и окружающей обстановкой.

*Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.

* Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Виды зрительной гимнастики:

Уловно разделяют зрительную гимнастику на несколько видов, в зависимости зрительных нарушений  детей:

— Гимнастика, для снятия зрительного утомления;

— Гимнастика, направленная на укрепление  аккомодационных  мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);

— Упражнение «Метка» (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);

—  Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.

_________________________

Сохранить и развивать зрение , научить  правильно пользоваться это важнейшие задачи и обязанности родителей и учителей, воспитателей и врачей.

 

Соблюдение всех предписаний сможет обеспечить достижение конкретного результата обследования ребенка, разработку программы,  создающей условия для развития каждого ребенка. Чтобы рекомендуемые программы была эффективной и дала ожидаемые  результата, необходимо:

— взаимодействие между всеми участниками коррекционно-развивающей помощи ( медицинской, психологической и социальной )

— соответствия психического развития ребенка дифференцированно-индивидуальным формам работы,

— соблюдение последовательности этапов  и элементов (методов, приемов, средств и содержания ) помощи детям  с сенсорной недостаточностью.

 

 

Литература:

  1. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения//Психологический журнал, 1998г. № 2, с 97-107.
  2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 159,
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.- М.:ВЛАДОС, 2000 г.
  4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.- М.: ЗАО «Эсети-кудиц», 2006 г.
  5. Рудакова Л. А. Программа по развитию зрительного восприятия детей  с недостатками зрения // Обучение  и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения, под ред. Л. М. Шипицыной. –СПб, 1995г.
  6. Фомичева Л. В. Клинико- педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения. Учебно- методическое пособие —  СПб.: КАРО, 2007г.